Искусство построения сообщения при применении метода рефлексивного слушания
Поначалу человек может испытывать затруднения при использовании метода рефлексивного слушания. Это навык, требующий времени, усилий и практики. Не следует ожидать, что вы немедленно научитесь понимать чувства и стремления ребенка. Успех придет только в результате многих попыток. Научиться рефлексивному слушанию может помочь следующий метод.
Когда ребенок посылает вам эмоциональное сообщение, спросите себя: «Что он чувствует?» Вспомните, какое слово наилучшим способом отражает данную эмоцию.
Например, ученица заявляет: «Я буду счастлива, закончив это дело. У меня нет выбора, и это ужасно скучно».
(Вопрос: какие чувства она испытывает? Ответ: скуку.)
Затем спросите себя: «Почему у нее возникло это чувство?» Ответ лежит в высказывании девочки: «У меня нет выбора».
Теперь вы можете построить свой вопрос так: «Тебе скучно заниматься этим делом потому, что не ты его выбрала?»
Не забывайте спрашивать себя: какие чувства испытывает ребенок? Почему ребенок испытывает такие чувства?
Общая форма ответа на такие чувства такова: «Ты чувствуешь.., потому что...». Сначала вы говорите ребенку, что хорошо понимаете его чувства. Затем говорите, что понимаете также и то, почему он испытывает эти чувства. Таким образом, вы показываете ребенку, что действительно обращены не только к вербальной и физической стороне его сообщения, но и к эмоциональной; этим вы поднимаете и тот эмоциональный опыт, который приобретает ребенок.
Утверждение «Ты чувствуешь...» можно заменить словами «Ты рад/огорчен...». Это продемонстрирует ваш интерес к чувствам ребенка.
Что такое «Я- СООБЩЕНИЕ»?
Возможно, что вы, подобно многим взрослым, знакомящимся с методом рефлексивного слушания, говорите себе:
«Это очень возвышенно и благородно помочь ребенку осознать свои чувства, но и у меня есть чувства, и хорошо бы ребенок тоже знал о них».
Сообщать ребенку о чувствах, испытываемых родителем, можно как эффективно, так и неэффективно. Различие станет понятным, если уяснить разницу между конструкциями:
«ТЫ - СООБЩЕНИЕ» и «Я - СООБЩЕНИЕ».
Многие «сообщения», которые взрослые «посылают» ребенку, содержат слово «ТЫ»: «Лучше бы ТЫ отложил это», «ТЫ не должен так делать» и т. д. В данном случае «ТЫ» обижает и заставляет другого человека чувствовать себя несчастным.
Формула «Я — сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Я не могу объяснять урок, когда кто-то так шумит» или «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу». Данная формула сфокусирована на чувствах взрослого и не обвиняет ребенка.
Формула «Я — сообщение» оказывается более эффективной, поскольку она реализует доверие и уважение, давая ребенку возможность сохранить хорошее самочувствие. Более того, она уменьшает антагонизм между взрослым и ребенком.
Как строить «Я — СООБЩЕНИЕ»?
Пытаясь корректировать поведение ребенка, мы должны сосредоточиться на его поведении, а не на его самосознании.
Родительский или педагогический гнев вызывает обычно не само поведение ребенка, а последствия такого поведения.
Это те самые последствия, которые пересекаются с желаниями или правами взрослых.
Если взрослый не воспринимает последствия поведения ребенка как фрустрирующие и вызывающие гнев, то, вероятно, не будет волноваться, если только поступки ребенка не являются действительно вредными и опасными.
Например, мама занята стиркой, в то время как дети отлично проводят время, громко смеясь и болтая. В этот момент все чем-то заняты и не надоедают друг другу. Соседка звонит в дверь, и мама, открыв, начинает разговаривать с ней. Теперь шум, производимый детьми, вызывает у нее раздражение, поскольку мешает беседе с соседкой.
Данный пример показывает, что взрослых часто раздражает не столько поведение детей, сколько его последствия для вас лично. Именно поэтому важно сказать детям, что вы чувствуете при этом. Необходимо также дать детям понять, что переживания взрослого относятся именно к последствиям их поведения, а не к самому поведению. В приведенном примере мама может сказать: «Из-за этого шума я едва слышу тетю Таню».
Поскольку раздражение вызвано последствиями поведения детей, замечание, сделанное взрослым в соответствии с формулой «Я — сообщаю», окажется более эффективным, нежели обычный окрик. Конструкция «Я — сообщаю — в ответ» включает в себя три ступени:
1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда ты всюду разбрасываешь свои вещи...».
2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому: «... я вынуждена убрать их на место».
3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым: «...и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».
При использовании формулы «Я — сообщаю — в ответ» следует быть готовым к тому, чтобы:
— фокусировать внимание на своих или чьих-то переживаниях, но не на ребенке;
— общаться с ребенком тоном, демонстрирующим внимание и уважение;
— избегать обвинений, критики и т. п.;
— внимательно выслушать то, что говорит ребенок о своей проблеме.
Кратко, формула «Я — сообщаю — в ответ» в целом охватывает три специфических момента ситуации:
— поведение ребенка — чувства родителя — последствия поведения ребенка для взрослого.
Следующие незавершенные предложения помогут вам построить общение по данной формуле:
1. Когда ты... (констатация поступка ребенка).
2. Я чувствую... (констатация ваших переживаний).
3. Потому что... (констатация последствий поведения ребенка).
Необязательно жестко придерживаться предложенной последовательности определенных частей формулы «Я — сообщаю — в ответ»; в ряде случаев можно, например, опустить сообщение по поводу ваших переживаний. Простые утверждения типа: «Я не могу убрать квартиру, поскольку в коридоре валяется твой велосипед» столь же эффективны, как и фраза: «Когда вы шумите, я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».
Построение конструкции «Я — сообщаю — в ответ» зависит от ситуации. Важно помнить следующее:
— сообщение фиксируется на переживаниях взрослого (даже если об этих переживаниях специально не говорится);
— оно дает ребенку представление о том, чем именно - его поведение мешает взрослому;
— оно не содержит обвинений ни в чей адрес.
Построение позитивных отношений между взрослыми и ребенком является делом одновременно радостным и утомительным. В одних случаях ваши усилия вознаграждаются, в других вы испытываете разочарование. Это требует огромной работы как ребенка, так и взрослого.
Правила эффективного общения взрослого и ребенка
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
3. Снизьте контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность, планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки — и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Мжельская Е.В. (по материалам книги Миниярова В. М.
«Психология семейного воспитания»).
предыдущие:
- Окружной этап Всероссийского конкурса сочинений
- «Урок для учителей»
- Областная видеоконференция «Родительский день»
- Школьный музей – средство патриотического воспитания
- Семинар «Организация работы по профилактике суицидного поведения среди подростков» и «Организация работы по профилактике моббинга в подростковой среде»