Памятка учителю по обобщению опыта работы
1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте Ваши сомнения, неудачи.
2. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи, недостатки Вашей работы и работы Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и оформить ее как можно точнее, конкретнее.
3. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Можно обобщить опыт и по-другому, например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
4. Набросайте краткий план темы (3-4 вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; в нем должны быть отражены основная идея и логика изложения темы.
5. При написании доклада сначала набросайте черновик. По максимуму сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно.
6. Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Оценивайте свой опыт практически.
7. Сообщайте не только об успехах, но и о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты.
8. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики. Старайтесь излагать материал кратко, просто, логично, стройно избегая повторений.
9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения: схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.
Мжельская Е.В. (по материалам сайта)
предыдущие:
- Советы, обращенные непосредственно к подростку по профилактике суицидов
- Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения
- Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов
- Как обрести и как восстановить душевное равновесие
- Особенности коррекционно – педагогической работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья