Дефициты в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений
Профессиональная деятельность работников дошкольных образовательных учреждений, без сомненья, очень важна. На педагогов ДОУ возложена очень значимая роль – воспитание и обучение подрастающего поколения. Именно в раннем возрасте у ребенка закладываются основные качества, формирующие личность.
Как известно, работа воспитателя - это не легкий труд, в котором возникает немало трудностей. Поэтому очень важно, что бы в детских садах были организованы благоприятные условия не только для воспитанников, но и для педагогов.
Для этого необходимо изучить отношение педагогических работников к своей профессиональной деятельности и выявить основные проблемы и трудности.
В мае 2011 года было проведено исследование на тему «Дефициты в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений». Целью исследования было выявление основных проблем и трудностей, возникающих в деятельности педагогических работников.
В исследовании приняли участие воспитатели, музыкальные работники, педагоги-психологи и учителя-логопеды, работающие в дошкольных образовательных учреждениях.
92,0% опрошенных педагогов ответили, что их вполне устраивает их профессиональная деятельность. Степень комфортности образовательной среды ДОУ была оценена ими как, «отличная» - 70,0% , «хорошая» - 22,0%, «удовлетворительная» - 8,0%.
У 56,0% педагогических работников возникают трудности в профессиональной деятельности. Они заключаются в планировании и реализации работы связанной с внедрением Федеральных государственных требований, организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с интегрированными детьми, детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, отсутствие разнообразие в технологиях работы музыкальных руководителей. У педагогов возникает нехватка материальных средств на приобретение наглядного и практического материала.
Более полную информацию педагоги хотели бы получить по следующим направлениям: введение Федеральных государственных требований (35,0%), организация работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (20,0%), профилактическая работа с «трудными детьми» дошкольного возраста (15,0%), организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (12,0%), новые формы работы с родителями (11,0%), организация работы с одаренными детьми (5,0%).
Педагоги сами могли бы поделиться своим профессиональным опытом по следующим направлениям: организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (29,0%), организация оздоровительных мероприятий в летнее время (26,0%), новые формы работы с родителями (17,0%), профилактическая работа с «трудными детьми» дошкольного возраста (8,0%), организация работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (8,0%), оценка предметно-развивающей среды ДОУ (8,0%), организация работы с одаренными детьми (4,0%).
Однако, 8,0% педагогов ответили, что еще не имеют достаточного опыта работы, что бы поделиться своим профессиональным опытом с другими педагогами.
Наиболее эффективными формами по обмену и передаче педагогического опыта являются семинары-практикумы (32,0%), мастер-классы (23,0%), конкурсы (10,0%), участие педагогов ДОУ в научно-практических конференциях (10,0%), индивидуальное и групповое консультирование (6,0%), творческие отчеты педагогов (5,0%), дискуссии (5,0%), выставки (5,0%), общественные смотры знаний воспитанников (3,0%), теоретические семинары (1,0%).
96,0% опрошенных педагогов сами стараются обогащать свои знания по направлениям работы, вызывающих у них трудности. И только 4,0% работников ДОУ делают это лишь время от времени.
Опрошенные работники дошкольных учреждений считают, что для того, что бы работа педагогов ДОУ стала более комфортной и не вызывала трудностей, необходимо обеспечение необходимой методической литературой (30,0%), достаточное финансовое обеспечение (25,0%), оснащение техническими средствами (17,0%), материальное мотивирование педагогов (8,0%), организация семинаров-практикумов для педагогов-психологов (4,0%), обеспечить разработками с учетом федеральных государственных требований (4,0%), большая информированность педагогов (4,0%), уменьшение количества детей в группах (4,0%).
Таким образом, благодаря проведенному исследованию было выявлено, что основные трудности педагоги ДОУ испытывают:
- В планировании и реализации работы связанной с внедрением ФГТ;
- В организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ);
- В отсутствии разнообразия в технологиях работы музыкальных руководителей;
- Из-за нехватки материальных средств на приобретение наглядного и практического материала.
Отдушкина Т.С., социолог
социопсихологического отдела
ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Похвистнево.
предыдущие:
- Формы взаимодействия участников образовательного процесса в образовательных учреждениях Самарской области
- О результатах исследования распространенности негативных явлений в подростковой среде
- Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения нового государственного стандарта в систему образования
- Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам
- Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов