Представление о здоровом образе жизни в сознаии выпускника городской и сельской школы

(Статья опубликована в Сборнике научных статей «IX Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение - международные ориентиры ХХI»).

Данная статья может быть использована администрацией образовательных учреждений, педагогами, школьными медицинскими работниками, педагогами дополнительного образования, тренерами спортивных секций для формирования здорового образа жизни подрастающего поколения.

Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни является одной из ключевых для нашей страны. В настоящее время Россия находится в демографическом кризисе, который характеризуется резким снижением рождаемости, высокой смертностью, прогрессирующим ухудшением состояния здоровья населения, в том числе это относится и к подрастающему поколению.

«Здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье человека на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека. (И.И. Брехман, 1988). Поэтому существенное внимание следует уделять своему образу жизни.

«Здоровый образ жизни» - это многоплановое понятие, включающее в себя активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья, на преодоление «факторов риска», возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. (С.И. Горчак, 1991)

Так же под понятием «здоровый образ жизни» понимается гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечения высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия. (Международный терминологический словарь, 1986)

Таким образом, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Он основывается на повседневных элементах, к наиболее значимым из которых можно отнести: двигательный режим, включающий все возможные виды двигательной активности (физкультура, прогулки, физический труд, утренняя гимнастика, ходьба); закаливание организма (солнцем, водой, воздухом); рациональное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе; охрана окружающей среды (в быту, в учебном заведении, на производстве, во время отдыха).

Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить немаловажную роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы.

Однако, все же наиболее важным фактором, разрушающим здоровье, является приверженность молодых людей к вредным привычкам. К таким «привычкам» обычно относят курение табака, потребление алкоголя и наркотиков. Подростки чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном происходит формирование поведенческих установок, привычек, формирование образа жизни, от которых зависит их здоровье. Поэтому особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, формирования ценностного отношения к нему.

Но, к сожалению, проблема формирования здорового образа жизни подростков остается недостаточно изученной в современной научной литературе. В настоящее время нет единого подхода к решению данной проблемы. Однако, все чаще встречаются единичные исследования в разных науках, например, в педагогике, социологии, валеологии, психологии, медицине.

Формировать здоровый образ жизни необходимо начинать еще в раннем возрасте. Поэтому целесообразно изучить отношение подростков к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой, правильному питанию, закаливанию организма, выявить у них приверженность к вредным привычкам.

Для достижения этого, были проанализированы представления о здоровом образе жизни выпускников городских и сельских школ. В исследовании приняли участие 126 учащихся г. Похвистнево и Похвистневского района, то есть 62 городских и 64 сельских выпускников.

По мнению опрошенных учащихся, «здоровый образ жизни» это:

  • «занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание и хороший сон»;
  • «когда человек занимается спортом, не курит, не пьет и всегда ест здоровую пищу»;
  • «правильное питание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек»;
  • «когда люди не употребляют алкоголь и всякие наркотические вещества и занимаются спортом»;
  • «нужно жить правильно как духовно, так и физически, тогда достигнешь здорового образа жизни».

Досуг и здоровый образ жизни. Внерабочее время традиционно делится на две части: выполнение различного рода физиологических функций по обеспечению жизнедеятельности организма (питание, сон, уход за собой), а также связанных с ними видов деятельности (ведение домашнего хозяйства и удовлетворение потребностей, обусловленных социальным положением индивидов).

В рамках здорового образа жизни досуг должен обеспечить молодежи восстановление затраченных сил после трудовой или учебной деятельности, выявление имеющихся задатков и способностей, их развитие и гармонизацию.

52% опрошенных выпускников школ считают, что их образ жизни является здоровым. Если сравнивать учащихся городских и сельских школ, то можно сказать, что выпускники, проживающие в селе, больше придерживаются здорового образа жизни (64%), чем учащиеся, живущие в городе (40%).

Подростки ответили, что свое свободное время они проводят в спортивных секциях, кружках (21%), общаются в социальных сетях (18%), читают книги, научные журналы (15%), гуляют на улице с друзьями (21%), играют в компьютерные игры (11%), спят (10%), смотрят телевизор (8%), посещают развлекательные учреждения: кино, клубы, дискотеки (5%).

Большинство выпускников сельских школ в свое свободное время ходят в спортивные секции, кружки (33%), читают книги, научные журналы (21%), играют в компьютерные игры (13%). А учащиеся городских школ – общаются в социальных сетях (29%), гуляют на улице с друзьями (17%), смотрят телевизор (14%).

Гигиена труда и отдыха. На долю труда и учебы приходится примерно 1/3 общего времени активной жизни человека. Если рассматривать здоровый образ жизни как разностороннюю жизнедеятельность, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья человека, то следует признать, что важным компонентом формирования здорового образа жизни является рациональная организация учебы и труда, соответствующая физиологическим возможностям конкретного организма.

58% учащихся пытаются придерживаться правильного режима дня, но у них не всегда это получается, 28% - никогда не соблюдают его, и только 14% всегда соблюдают правильный режим дня.

Однако, стоит отметить, что 18% учащихся, проживающих в селе, и только 7% городских школьников всегда придерживаются правильного режима дня. 56% опрошенных школьников ответили, что они хорошо спят, никогда не просыпаются ночью.

44% - не всегда хорошо спят ночью, бывает, что часто просыпаются. При сравнении выпускников разных типов школ, можно сказать, что сон учащихся, проживающих в селе лучше (63%), чем у городских (49%).

57% учащихся иногда очень сильно устают от занятий в школе, 24% всегда устают после учебы, и только 19% - почти никогда не устают. Было выявлено, что городские школьники больше устают от учебных занятий (40%), чем сельские (9%).

Рациональное питание и здоровый образ жизни. Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни подростков. Являясь одним из важных факторов внешней среды, питание постоянно воздействует на различные стороны обмена веществ. Необходимость строгого соблюдения рекомендуемых норм питания молодежью определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы тех болезней, которые связаны с нарушением питания.

48% школьников никогда не придерживаются правильного режима питания, 29% всегда стараются соблюдать правильный режим питания, а 23% подростков иногда вообще обходятся без завтрака или обеда.

Если сравнивать учащихся школ города и района, то здесь значительная часть городских учащихся (40%), чем сельских (18%) придерживаются правильного режима питания.

Физическая культура и спорт, двигательный режим. Оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом - испытанное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности.

Физкультура и спорт призваны стать повседневным средством оздоровления, укрепления физического и нервно-психического здоровья, средством повышения жизненного тонуса.

81% школьников никогда не делают зарядку по утрам, 13% - делают, но только иногда и только 6% учащихся регулярно делают зарядку.

Учащиеся, проживающие в селе, вообще никогда не делают зарядку по утрам, и только 10% городских школьников регулярно по утрам делают зарядку.

57% опрошенных учащихся вполне устраивает урок физической культуры в школе, 37% выпускников посещают его с удовольствием, и только 15% ходят на этот урок без особого желания.

С удовольствием на урок физической культуры ходит больше учащихся сельских школ (45%), чем городских (30%).

49% выпускников школ не занимаются никаким видом спорта и не посещают спортивных секций, 28% - время от времени ходят в спортивную секцию и только 23% учеников регулярно занимаются спортом и посещают спортивную секцию.

Стоит отметить, что преимущественно большая часть выпускников сельских школ (36%) регулярно занимаются спортом и посещают спортивную секцию, чем выпускников школ города (10%).

Закаливание и прогулки на свежем воздухе. Закаливание - это повышение устойчивости организма к воздействию естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Оно укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ и повышает тонус центральной нервной системы, укрепляет иммунитет.

Несмотря на всем известные полезные свойства закаливания, 72% опрошенных выпускников школ никогда не закаливаются, 28% - делают это лишь изредка. В этом вопросе ответ учащихся школ города и района практически одинаков, никто из них регулярно не занимается закаливанием своего организма.

38% учащихся каждый день более трех часов в день бывают на свежем воздухе, 37% - от одного часа до трех часов, 24% - менее одного часа. Более трех часов в день на свежем воздухе бывают 46% выпускников сельских школ и 30% учащихся школ города.

Вредные привычки и здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, потому что употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака препятствует укреплению любых сторон здорового образа жизни.

Вредные привычки входят в число важных факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывается на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.

К сожалению, 38% опрошенных выпускников школ уже пробовали курить, 95% - употреблять спиртные напитки. Однако, с положительной стороны стоит отметить тот факт, что употреблять наркотические вещества не пробовал ни один из опрошенных школьников.

Если сравнивать городских и сельских учеников, то можно сказать, что 50% городских и 38% сельских выпускников пробовали курить, употреблять спиртные напитки пробовали все опрошенные учащиеся города 100% и 90% выпускников района.

Отрадно то, что в настоящее время 75% опрошенных учеников совсем не курят, 20% - курят лишь время от времени, и только 5% - курят каждый день.

Если сравнивать ответ на этот вопрос учащихся города и района, то можно сказать, что большая часть сельских (90%), чем городских (56%) школьников совсем не курят.

Относительно употребления алкогольных напитков, можно сказать, что 48% выпускников школ совсем не употребляют алкогольные напитки, 52% употребляют их только время от времени. Можно смело сказать, в городе молодежь реже употребляет алкоголь (60%), чем в селе (36%).

Впервые опрошенные ученики попробовали курить в возрасте от 11 до 13 лет, употреблять алкогольные напитки - в возрасте от 13 до 15 лет. Средний возраст, в котором выпускники впервые попробовали курить, в городе составил 14, а в селе -12 лет. Первая проба алкоголя, как у городских, так и у сельских выпускников состоялась в 14 лет.

Большинство выпускников отрицательно относятся к курению, употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ. По мнению учащихся, молодые люди курят «за компанию» со своими сверстниками, и для того, что бы снять напряжение.

Причинами употребления спиртных напитков, по мнению выпускников, является ответ «за компанию», и как способ «убить время». Подростки считают, что люди начинают употреблять наркотики для того, что бы уйти от жизненных трудностей и проблем, стремятся к новым ощущениям. Преобладание ответа «за компанию», свидетельствует о том, что подростки чрезмерно подвержены влиянию на них окружающей среды.

Мероприятия, направленные на сохранение здоровья школьников. В целях пропаганды здорового образа жизни и профилактики негативных зависимостей, в образовательных учреждениях, как в городских, так и в сельских, проводятся следующие мероприятия: классные часы (40%), спортивные мероприятия (30%), туристические походы (16%), беседы, дискуссии (14%).

Таким образом, можно сказать, что выпускники школ имеют достаточное представление о здоровом образе жизни, о мерах, способствующих его достижению, о пагубном влиянии алкоголя, курения и наркомании. Как говорится, человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. Поэтому с раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены,- словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии и здоровья. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон деятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения им социальных функций.

Литература

  • Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека» // Вопросы философии. -1988. -№2 - С.52-53.
  • Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991.-С. 19-39.
  • Международный терминологический словарь. - М., 1986. - С.220.

Отдушкина Т.С., социолог
социопсихологического отдела
ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Похвистнево

поделиться:
просмотров: 5574 | дата: 2011-07-07 14:03:50