Культура интерактивного сетевого взаимодействия
«В основе стандарта нового поколения лежит общественный договор — новых взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, которые в наиболее полной мере реализуют права человека и гражданина».
Решающим инструментом в организации качественного и эффективного учебного взаимодействия может выступать образовательный блог учителя. Переход к информационному обществу не возможен без принятия инновационного поведения всеми участниками образовательного процесса. А проводником в современном сетевом мире должен выступать Педагог, обладающий четкой информационной адекватностью.
Парадокс образования состоит в том, что люди из прошлого учат людей будущего. Значит ли это, что учитель должен оставаться молодым в своей работе — шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске, тем самым повышая качество обучения?..
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя просто обязаны быть знакомы с ними.
Использование компьютерных технологий — это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Для чего современному учителю блог? Зачем привлекать родителей к учебному и воспитательному процессу в блоге? Зачем и как публично демонстрировать педагогические взгляды и личную точку зрения по какому-то спорному вопросу? Существует ли культура сетевого взаимодействия?
Слово blog образовалось в результате сокращения двух слов: web log. Log — в переводе с английского означает журнал или дневник, по словарю кино и масс-медиа. В более широком смысле это слово многозначно. Web (англ.) — сеть, ткань, полотно. Блог — это некий «монолог на тему», прерываемый и направляемый комментариями, вопросами и другими активностями слушателей-читателей.
Блог — это целесообразный инструмент в руках профессионала-учителя.
Спектр использования сетевого журнала достаточно широк: публиковать в нем дополнительные задачи для «продвинутых» учеников, для реализации принципа обучения с опережением. А возможно, наоборот, для отстающих ребят, чтобы стимулировать их интерес к предмету, В умелых руках блог может решать многие организационные проблемы: своевременное информирование обо всех неотложных событиях класса, дополнительных заданиях, времени встречи. Блог педагогу при этом помогает самостоятельно овладевать новой грамотностью, побуждает практиковаться в создании текстов или мультимедийных объектов. Можно вести несколько блогов одновременно. В этом случае по блогам распределяются разные области профессиональной деятельности: блог для создания копилки методических материалов, блог в поддержку учебного проекта, блог для общения с учениками класса и родителями, блог-учебная тетрадь ученика или всего класса, блог для профессионального сообщества и др.
Для эффективного сетевого взаимодействия в блоге должна быть активная виртуальная жизнь: полемика по каким-либо вопросам. Вашими соавторами должны быть дети и родители.
Они могут предлагать различные нововведения, которые будут приводить к решению единой задачи — воспитания и становления личности школьника. Только в совместном поиске возможно достигнуть развития.
Но вот вопрос: о чем можно и нужно говорить в блоге? Существуют ли особенности коммуникативного сетевого поведения людей, помногу часов в день проводящих в сети?
Учитель-блоггер в процессе приобщения к данной технологии становится технологически и коммуникативно компетентным. В первое время ему важно научиться не только тому, что писать, но и тому, как писать. Самое важное при этом — соблюдать культуру. Каким должен быть идеальный образ такого педагога? При использовании материалов с других блогов он обязательно придерживается следующих правил:
- указывает ссылку на авторство;
- грамотно применяет и использует различные полезные веб-сервисы, новые приемы организации обучения, новые способы интерактивного взаимодействия со школьным сообществом;
- выбирает удобный для восприятия информации интерфейс;
- соблюдает интерактивность и мультимедийность;
- использует теги для оформления документов, создает гиперссылки;
- текстовые материалы делает предельно комфортными для чтения;
- не забывает о том, что используемый язык в статьях, должен оставаться грамотным.
Такой педагог следует правилу «узнал сам — передал другому», ведь это его профессиональная учительская черта, тем самым он способствует распространению качественного контента, ценного в профессиональном кругу. Он также помнит, что блог-технология предоставляет большой коммуникационный потенциал и открывает массу возможностей в едином информационно-методическом пространстве.
Кодекс блоггера можно посмотреть на сайте http://allblog.ru
Материал подготовлен по страницам журнала «Информатика. Все для учителя!»
Методист ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» Е.А.Федорова