Общие выводы и рекомендации по результатам социопсихологического мониторинга выявления негативных зависимостей у обучающихся 8-10 классов школ округа

В социопсихологическом мониторинге выявления негативных зависимостей у обучающихся г. Похвистнево, м.р. Похвистневский приняли участие 102 подростка и 25 педагогов из 3-х школ г. Похвистнево, м.р. Похвистневский. Целью мониторинга является изучение мнения в среде подростков и педагогов образовательных учреждений по проблемам употребления психоактивных веществ. В результате было проанализировано:

  • отношение обучающихся 8-10-х классов к здоровью и здоровому образу жизни;
  • текущая ситуация и модели употребления психоактивных веществ, распространенные среди школьников;
  • выявлены причины употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков и их обусловленность влиянием микросреды;
  • исследованы процессы приобщения подростка к употреблению ПАВ, ситуации первых проб, особенности мотивации начала и воспроизводства употребления психоактивных веществ;
  • изучены модели взаимодействия потребителей психоактивных веществ со своей микросредой (с семьей, с друзьями и т.д.).
  • В ходе мониторинга решался ряд задач, позволяющих проанализировать предмет исследования с разных сторон и сделать следующие выводы:
  • одной из причин употребления психоактивных веществ является достаточно низкий уровень организации свободного времени населения. Условия для вовлечения молодежи в спортивные секции и кружки нельзя назвать удовлетворительными;
  • в качестве основных причин употребления ПАВ городского и сельского населения, по мнению педагогов и учащихся, является: «доступность ПАВ» - 55,4%; «за компанию с друзьями» - 52,5%; «поиск новых ощущений» - 42,6%; «недостаточный контроль со стороны семьи» – 44,1%;
  • по данным анкетного опроса, среди различных негативных явлений имеющих, самыми распространенными являются курение и употребление нецензурных выражений.
  • проблема курения среди подростков и педагогов обозначена как одна из актуальных в настоящее время. Широта распространения курения в образовательных учреждениях среди обучающихся - 46,3% отмечают широкое распространение курения;
  • в преподавательской же среде выявлены отдельные случаи курения самих преподавателей. Так, около 62,7% педагогов отмечают отдельные случаи среди своего окружения. По сравнению с 2012 годом количество курящих педагогов увеличилось;
  • проблема употребления алкоголя является важной и наиболее актуальной по мнению респондентов. По данным мониторингового исследования эта проблема за 2013 год обозначена обучающимися и как отдельно встречающиеся случаи (37,2%), и как широко распространенное явление (25,1%). Выявлено, что 46% подростков, принявших участие в мониторинге, пробовали алкогольные напитки;
  • среди основных причин употребления наркотических и токсических веществ респонденты отмечают: «предложил друг, подруга», «предложили в компании», «назло родителям, кому-либо еще»;
  • процент респондентов, пробовавших ПАВ, выше среди подростков, не проходивших обучение по профилактическим программам;
  • наиболее эффективной мерой, в качестве профилактики зависимостей, являются тренинговые занятия;
  • оценивая работу, по профилактике негативных зависимостей, 40,7% педагогов поставили удовлетворительную оценку, а 56,3% респондентов положительно оценили работу.

Рекомендации

  • Специалистам Ресурсного центра - полученную информацию положить в основу методического сопровождения профилактики негативных зависимостей среди детей и подростков школ округа;
  • обеспечить повышение квалификации и переподготовку педагогов, завучей по ВР в данном направлении на базе РСПЦ г. Самара.
  • Руководителям ОУ - расширить сферу предоставляемых услуг в рамках внеурочной деятельности, оптимизировать структуру системы дополнительного образования (с точки зрения возможности удовлетворения самых разных интересов детей); разработать системный подход к профилактике злоупотребления легальными и нелегальными наркотиками среди школьников; эффективно внедрять в образовательный процесс различные профилактические программы, программы, направленные на коррекцию и развитие навыков саморегуляции и повышение стрессоустойчивости обучающихся, охватывающих различные возраста («Все цвета, кроме черного», «Правильный выбор» «Жизнь на перепутье», «Я - подросток», «Линия жизни», «Комфорт», «Экватор», «Волна», «Сталкер»);
  • создавать условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профилактической работы; развивать личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и контролированию поведения детей и подростков.
  • привлекать молодых специалистов для работы в кабинетах профилактики при образовательных учреждениях;
  • выявить осведомленность родителей об употреблении ПАВ их детьми;
  • особое внимание следует уделять качеству социальной рекламы, с целью снижения обратного эффекта (усиления интереса к психоактивным веществам).

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела

поделиться:
просмотров: 1647 | дата: 2013-09-06 15:00:27