Анкетный опрос в школе

о проведение анкетного опроса в образовательном учреждении

В настоящее время анкетные опросы проводятся по различным темам и затрагивают почти все сферы человеческой жизни. Без сомненья, чаще всего в своей работе анкеты используют социологи, политологи и психологи.

Однако, в последнее время все чаще прибегают к использованию этого метода и педагоги образовательных учреждений. Участниками педагогических исследований могут быть учащиеся, педагоги, родители, администрация образовательного учреждения.

Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным, но в педагогических исследованиях чаще всего используется групповой опрос. При проведении группового опроса анкеты раздаются в классной комнате, куда приглашаются для опроса включенные в выборку школьники. Его преимуществом является то, что обеспечивается стопроцентный возврат анкет.

Респонденты (в педагогических исследованиях преимущественно это учащиеся) имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а исследователь (в данном случае-педагог), может проконтролировать качество их заполнения.

Индивидуальный анкетный опрос в педагогических исследованиях может быть полезен при работе со взрослыми респондентами (учителями, родителями, руководителями образовательного учреждения и пр.).

В педагогических исследованиях особое внимание при разработке анкеты следует уделять лексике, помня, что чаще всего респондентами являются школьники. Поэтому очень важно, чтобы язык анкеты был понятен той или иной возрастной группе учащихся. От этого зависит достоверность и надежность ответов. Чем больше детализированы вопросы о том или ином событии, тем более надежна информация. Стереотипные формулировки вопроса вызывают столь же стереотипные ответы. Мотивы, интересы, ценностные ориентации можно выявить, формируя проективные вопросы.

Вопросы в анкете могут быть открытыми и закрытыми.

Открытые вопросы не предполагают вариантов ответов. После такого вопроса оставляют строчки свободными для того, чтобы респондент мог вписать свой вариант ответа. Основной недостаток использования открытых вопросов в педагогических исследованиях состоит в том, что есть большой риск не получить ответ. Подростки не редко игнорируют открытые вопросы. Другой недостаток открытых вопросов связан с трудностью обработки данных.

Закрытые вопросы предполагают варианты ответов, что позволяет соотнести оценки и суждения. У исследователя в этом случае более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях, и он может не только выяснить содержание суждений, но изменить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту.

Что бы получить наиболее полную информацию при использовании закрытых вопросов нужно придерживаться основных требований:

  • В анкете должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов, а также наличие полузакрытого варианта, в котором оставлена строка для дополнительного ответа;
  • При формировании вариантов ответа, нужно помнить о том,что респондент чаще выбирает первые варианты ответов, реже последующие, поэтому первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;
  • Варианты ответа должны быть примерно равной длины, так как чем длиннее ответ, тем меньше вероятность его выбора;
  • Все варианты ответа должны быть конкретными, так как абстрактный характер ответа способствует его игнорированию учащимся;
  • Нельзя включать в одну фразу две идеи (то есть один вопрос не должен содержать две разных мысли);
  • Вопрос и варианты ответов на него должны помещаться на одной странице, чтобы отвечающий мог одновременно охватить соотнесение оценок;
  • Нельзя предлагать сначала положительные ответы, затем отрицательные варианты ответа (в этом случае выбор ответа подсказывается самой последовательностью вариантов);
  • Не следует предлагать школьникам большой список ответов - подростки устанут и будут читать весь перечень ответов;
  • В педагогических исследованиях важную роль выполняет вариант ответа "затрудняюсь ответить". Это связано с возрастной психологией, формированием у подростков собственных суждений, с одной стороны, и определенной нерешительностью в высказывании своего мнения - с другой. Отсутствие варианта ответа, соответствующего мнению респондента, может спровоцировать отклонение от опроса. Поэтому для того, что бы избежать это, нужно включать там, где это необходимо, вариант "затрудняюсь ответить".

Анкета заполняется респондентом самостоятельно, поэтому она должна быть понятна и удобна в работе.

Анкета начинается с введения ("шапки"). В нем содержится информация о том, кто проводит опрос, для чего, указывается гарантия анонимности (если нужно) и инструкция по заполнению анкеты.

Вступительные вопросы должны помочь респонденту включиться в работу. Сначала задаются простые вопросы, а затем более сложные.

Вступительные вопросы должны помочь респонденту включиться в работу. Сначала задаются простые вопросы, а затем более сложные.

Завершающие вопросы должны быть относительно нетрудными. Подростки заполняют анкету достаточно сосредоточенно, во время работы находятся в определенном напряжении. Поэтому опрос подростков должен быть не более 30 мин.

В заключительной части анкеты лучше использовать закрытые вопросы; открытые же следует расположить в середине анкеты.

"Паспортичка" в педагогических исследованиях небольшая по объему. Обычно это вопросы о поле, возрасте, составе семьи.

Последняя фраза в анкете - это благодарность за сотрудничество. Она располагается на некотором расстоянии от последнего вопроса, в середине страницы.

Как уже было сказано ранее, в педагогических исследованиях основными респондентами являются дети, подростки, то следует учитывая эту особенность хорошо продумывать оформление анкеты. Это нужно для удобства работы и ее заполнения.

Для этого необходимо соблюдать следующие требования:

  • Все смысловые разделы начинаются вступительными пояснениями или переходами, которые выделяются шрифтом;
  • Если необходимо, то вопросы должны сопровождаться инструкцией (общие указания по работе с анкетой сделаны во введении).
  • Вопрос и варианты ответов должны располагаться на одной странице.
  • Все вопросы нумеруются по порядку; варианты ответов обозначаются цифрами;
  • Чтобы анкета была выразительна, можно применять разные шрифты при наборе самих вопросов, инструктивных замечаний, переходов, варианты ответов. (обычно вопросы набирают жирным шрифтом, инструктивные замечания - курсивом, варианты ответов - полужирным шрифтом).

Т. С. Отдушкина, социолог
социопсихологического отдела
ГОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г.о.Похвистнево.

поделиться:
просмотров: 4571 | дата: 2011-03-04 08:33:05