Методические материалы по составлению технологической карты урока
С сентября 2013 года педагогические работники образовательных организаций округа начали обучение на курсах по ФГОС ООО. Занятия проводят преподаватели Центра развития образования г.Самары.
Темы , которые рассматриваются педагогами на курсах, касаются нормативно-правовой базы введения ФГОС, использования системно-деятельностного подхода и педагогических технологий.
В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическу ю карту урока .Что это такое?
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
- цель освоения учебного содержания
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
- основные понятия темы
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Тема | |
Цель | |
Задачи | Образовательные: Развивающие: Воспитательные: |
УУД |
|
Планируемые результаты |
Предметные:
Личностные: Метапредметные: |
Основные понятия | |
Межпредметные связи | |
Ресурсы:
|
|
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология |
Дидактическаяструктура урока | Деятельностьучеников | Деятельностьучителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
---|---|---|---|---|---|
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент Время:Основные этапы: |
(Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). |
||||
Проверка домашнего задания Время:Этапы: |
|||||
Изучение нового материала Время:Этапы: |
|||||
Закрепление нового материала Время:Этапы: |
|||||
Контроль Время: Этапы: |
|||||
Рефлексия Время: Этапы: |
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типов урока.
Представленная форма технологической карты урока разработана и используется в ГБОУ СОШ № 1467 г Москвы.
Следующие формы технологических карт были предложены учителям биологии на занятиях курсов по ФГОС ООО в сентябре 2013 года в г. Похвистнево преподавателем ЦРО Тепловым А.А.
Урок биологии, 6 класс (7 класс по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина)
Тема: Царство грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Сформировать общее представление о царстве грибов. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.
Обучающие задачи
- Рассмотреть особенности строения грибов.
- Выделить характерные признаки этих организмов.
- Познакомить с особенностями питания, размножения, определить роль грибов в природе и жизни человека.
Развивающие задачи
- Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
- Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитывающие задачи
- Продолжить формирования интереса к предмету.
- Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Этапы урока | Задачи | ЭОР | Учитель | Ученики | УУД | |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. | Настраиваются на работу. | Сотрудничество с учителем | |
2. | Подготовка к основному этапу | Актуализация знаний. |
Вопросы классу:
Вдоль лесных дорожек
|
Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, формулируют тему урока и его цель. | -Самостоятельное формулирование темы и цели урока | |
3. | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов |
http://fcior.edu.ru/card/27031/griby-obshaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html Грибы. Общая характеристика (Информационный модуль) (ФЦИОР) |
Рассказывает о грибах с использованием модуля:
|
Воспринимают новый материал. | -Умение слушать |
4. | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка |
– Таблица «Общая характеристика грибов». (ЕКЦОР) |
Просит учеников перечислить отличительные признаки грибов (какие они запомнили). Затем демонстрирует готовую таблицу с признаками. Проблемные вопросы:
|
Называют признаки, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания. Заносят таблицу в тетрадь. Называют грибы и деревья, под которыми они растут. Объясняют образование микоризы. |
|
5. | Закрепление новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий. |
Строение шляпочного гриба. (ЕКЦОР) Грибы. Общая характеристика. (Модуль для контроля) (ФЦИОР) |
Задание 1:
Задание 2:
Задание 3:
Задания в модуле:
|
Весь класс работает с муляжами. Затем один из учеников работает у доски с тренажером, показывает и рассказывает о строении гриба. Ученики работают с сигнальными карточками (красная –ядовитый, зеленая – съедобный гриб). Фронтальная работа. Разгадывают загадки. Ученики по очереди выходят к компьютеру, выполняют контрольные задания, класс следит за правильностью, если не верно – поднимают красные сигнальные карточки, вносят исправления, поясняют ошибку. |
|
6. | Подведение итогов урока | Анализ и оценка успешности достижения цели |
Проблемный вопрос: Как вы считаете, правильно ли то, что грибы определены в отдельное царство? Докажите это. |
Отвечают на проблемный вопрос. | Анализ, построение логической цепи рассуждений | |
7. | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. | Дает на выбор три уровня задания:
|
Записывают варианты домашнего задания |
Предмет: биология
Класс: 7
Автор: УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
Тема урока: Размножение и развитие насекомых
Тип: урока комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Организация начала занятия |
Готовность наглядности на доске и оборудования к уроку. Приветствует детей. Создает позитивный настрой. Задание «Верна ли схема?» Направляет на уточнение текущей изучаемой темы. Показывает слайд – шоу «Насекомые», читает стихотворение о насекомых. Знакомит с «гостем» урока кузнечиком Кузей |
Определяют правильность схемы, дополняют ее. Слушают стихи, музыку |
Анализ Создают свои обобщенные образы класса насекомые |
Приветствуют учителя Машут гостю, знакомятся с ним |
Сотрудничество с учителем Планирование удачного сотрудничества на уроке |
Настраиваются на работу, на тему урока. Озвучивают текущую тему |
|
Проверка выполнения домашнего задания |
Показывает интерактивный слайд с системами органов насекомых. Проводит тестирование, организует взаимопроверку тестов самими учащимися и выставление ими оценок за работу. |
Узнают и называют по силуэтам системы органов насекомых | Анализ, выделение признаков | Работа в парах | Учебное сотрудничество | Контроль | Умение самооценивания, взаимооценивания |
Актуализация знаний |
Акцентирует внимание на ромашку на доске ( на лепестках – знания о насекомых). Двух лепестков не хватает. Направляет учащихся на формулирование темы, которую осталось изучить. |
Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют, что о насекомых им пока не известно |
Устанавливают связи между частным и общим. Синтез – составление из частного целого. |
Формулируют тему урока | Предвосхищение уровня усвоения знаний. | ||
Усвоение новых знаний и способов действий |
Рассказывает о половом диморфизме (с помощью ЭОР), строении половой системы, типах развития насекомых, отрядах насекомых с полным и неполным превращением. Организует сравнение типов развития насекомых с помощью проблемных вопросов. Показывает флеш – анимацию «Рождение бабочки» |
Слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдами, работают с учебником. Сравнивают 2 типа развития насекомых с помощью проблемных вопросов учителя. |
Усвоение и поиск необходимой информации. Сравнение с целью выявления черт сходства и различия |
Диалоги с учителем Диалоги с учителем, мини - диспут |
Сотрудничество с учителем Сотрудничество с учителем и со сверстниками |
||
Первичная проверка понимания |
Вопросы классу:
|
Отвечают на вопросы учителя | Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента. Анализ. | Диалоги с учителем | Сотрудничество с учителем | Оценка и самооценка | Осознание уровня и качества усвоения знаний |
Закрепление знаний и способов действий |
Игра: Задание: Задание: Задание: |
Выполняют задания с помощью интерактивных ресурсов, карточек. | Установление причинно – следственных связей. Самостоятельность в решении проблемы поискового характера. | Проверяют прочность усвоения полученных новых знаний. | Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов. | ||
Обобщение и систематизация знаний |
Добавляет в ромашку знаний о насекомых последние лепестки. Подводит к промежуточным итогам проекта, в рамках которого идет урок. Организует предварительную защиту статьи в ПскоВики. Направляет учащихся на формулировку вывода проекта. |
Воспроизведение основного вопроса проекта, проблемных и учебных вопросов, ответы на них. Выступление руководителей исследовательских групп, показ статьи в Интернет. |
Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение анализировать результат и делать выводы. Построение логической цепи рассуждения. |
Слушают выступление своих товарищей. Участвуют в коллективном обсуждении. | Умение полно и точно выражать свои мысли. Владение монологической речью. | Формулируют вывод всего проекта | |
Контроль и самопроверка знаний | Предлагает заполнить листы самооценки работы в рамках проекта. | Проводят самооценку работы на ПскоВики. | Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев оценки. | ||||
Рефлексия | Предлагает поместить на доску в «вазу» цветы розовые или синие (комфортность на уроке) | Диалог с учителем. | |||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Информирует о подготовке к защите проектных исследовательских работ ( к следующему уроку). | Записывают домашнее задание, выслушивают инструкции учителя по выполнению работы в тетради. |
Ресурсы:
- Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
- Электронное учебное издание - мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
- Презентация к уроку.
- Интернет – ресурс ПскоВики. Проект «Кто над нами вверх ногами?»
- Интернет ресурс YouTube. Слайд – шоу «Насекомые».
Источники:
- «Сеть творческих учителей». Лебедев С.Н. Конструктор презентаций. Конструктор Насекомые. http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=69933
- «Сеть творческих учителей». Степанова М.А. Задание 6 Насекомые http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=117069
- «Открытый урок». Фестиваль педагогических идей. Очерет В. В., Очерет Н. Ю., http://festival.1september.ru/articles/512736/
Право самого учителя выбирать ту или иную форму технологической карты, важно, чтобы сам педагог понял необходимость данной работы.
Подготовила Берлогина О.В. по материалам курсов повышения квалификации и интернет -ресурсов.
предыдущие:
- Анализ современного урока ФГОС НОО
- Системно-деятельностный подход к системе оценивания планируемых образовательных результатов в начальной школе
- Обзор публикаций по вопросам дошкольного и начального образования
- Карта анализа урока по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
- Клубная работа как средство социализации личности учащихся