Тренинги общения как способ развития коммуникативных компетенций младших школьников
Овладение навыками общения, постижение коммуникативной культуры в начальной школе – залог оптимизации процесса адаптации в среднем звене. Существенным аспектом, определяющим качество обучения младших школьников, является формирование коммуникативных компетенций, что предполагает использовать ресурс коммуникации для решения многих задач. На основании научных и методологических взглядов К. Фопель, А.Я. Варга, стоит отметить готовность учащихся начальной школы к социальному взаимодействию, к выстраиванию продуктивного сотрудничества. Однако по результатам некоторых исследований, известно, что у большинства детей младшего школьного возраста обнаруживаются тенденции к эгоцентрическому типу межличностных отношений. Причины неэффективности общения детей могут спровоцировать коммуникативные трудности. Учитывая этот факт, важно разработать конкретные методические приемы, направленные на работу с четвероклассниками по развитию способностей соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.
Актуальность и перспективность ведения работы в этом направлении заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
В течение трех лет мною реализуется программа развития коммуникативных компетенций «Сотрудничество» с учащимися 4-х классов на базе МОУ Гимназия №1 г. Похвистнево. Данная программа была рассмотрена и рекомендована к практическому применению в учебно-воспитательном процессе детей младшего школьного возраста кафедрой технологий развивающего обучения ГОУ СИПКРО (рецензент Л.П. Нестеренко, кандидат педагогических наук, доцент).
Развивающая программа тренингов позволяет организовать работу и по профилактике негативных эмоциональных проявлений, и по формировании навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками. Темы психологических занятий различны: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Вокруг меня мир. Как нужно общаться в нем?", «Познай себя, свое настроение», «Общение–это здорово!», «Будем уважать друг друга», «Мы – вместе», «Конкуренты или одна команда?", «Конфликты в общении или решение проблем конфликта», «Давайте говорить друг другу комплименты!», «Ключ к сотрудничеству».
В 2010-2011 учебном году все ученики 4Б класса (классный руководитель: Галкина Г.А.) стали участниками тренингов. Ожидание ребят — чтоб класс был дружным, больше иметь друзей, научиться выслушивать и понимать других, стать добрее, лучше учиться.
На первых же занятиях общая разобщенность в классе и трудности во взаимопонимании проявились в полной мере. Были выявлены дети, не принимаемые основной группой, и группировки, конфликтующие между собой, сплоченные против одного члена группы. Поэтому тренинги стали своевременными и актуальными. Конечно, изменения происходят не сразу. Иногда во время занятий кажется, что я «бьюсь» о стену, что в «наших» детях нет ни капли сочувствия и желания понять и поддержать своего одноклассника. Это происходит от того, что уже младшие подростки сталкиваются со своими внутренними проблемами, которые требуют, порой, мгновенного принятия решения.
Упражнение "Мы- вместе" | "Работаем в команде" |
В качестве эффективности тренинга используется метод самодиагностики — это ведение листа «Барометр настроения» на каждом занятии, тестирование по определению степени выраженности нравственных качеств у учащихся и коммуникативных способностей, изучения уровня самооценки. Также используется обратная связь с классным руководителем.
"Прощаемся, но не надолго"
По отзывам участников занятий и учителей, тренинги, несомненно, оказывают позитивное влияние на учащихся в классе. Самой главной особенностью тренинга становится оценка детей, когда они делятся впечатлениями и произошедшими изменениями в отношениях с одноклассниками.
Если оценивать тренинги с позиции ведущего то, конечно, отношения между детьми и общий психологический климат в классе изменяется в лучшую сторону. Дети учатся сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов, а также получают положительный опыт сотрудничества для решения поставленной задачи. Больше всего детям нравится участвовать в разминочных упражнениях, в интерактивных играх, разыгрывать и разбирать конфликтные ситуации, оценивать свои возможности и качества.
Предстоит еще многое понять, пропустить через себя, чтобы помочь разобраться в вопросах, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в классе и противостоять давлению, как понять другого человека в ходе диалога и как важно донести свои мысли и чувства до собеседника. И кто же это сделает, как не мы — психологи...
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела
ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Похвистнево