Если ребенок находится в критической ситуации
Критическая ситуация в самом общем плане определяется как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой ребенок сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Становясь участником конкретных событий, в результате которых создаются стрессовые или кризисные ситуации, у него нарушается внутреннее равновесие (психическое, душевное, эмоциональное). Симптомы стресса: нарушение концентрации внимания, агрессивность, тревожность без повода, бессонница, депрессия. Детский организм еще неустойчив, поэтому недостаточно развиты способности к восстановлению.
В критических ситуациях школьник напряжен и глубоко переживает. Формы переживаний могут быть следующие: замкнутость (уход в себя), страхи, навязчивые идеи, высокая критичность к себе, агрессивность, демонстративное поведение как попытка привлечь внимание (непосещение уроков, ложь, воровство, попытки суицида и т.д). Например, при замкнутости у ребенка отмечается низкая контактность со сверстниками и взрослыми, невнимательность к обращениям, депрессивность. При страхах - гипертрофированное чувство долга, психосоматические реакции, эмоциональная чувствительность, вербализация страхов и тревог. Если рассматривать деструктивную агрессивность как попытку избавиться от внешнего мира, то проявляются такие черты: обострение активности в адрес людей, предметов и агрессивность в виде ябедничества, насмешек.
Таким образом, работа педагога со школьником, находящимся в острой фазе переживаний, должна быть ориентирована, прежде всего, на то, чтобы помочь ребенку осознать и разрядить актуальные эмоции, всесторонне обговорить случившееся, выразить свое отношение к произошедшему событию и его участникам. В особых случаях стоит обратиться к педагогу-психологу за консультацией.
Можно определить несколько основных направлений консультативной помощи школьникам, переживающим стресс или его последствия:
- создание доверительного, поддерживающего психологического пространства;
- обсуждение критического события и связанных с ним чувств;
- создание условий для осознания новых поведенческих реакций, установок, телесных симптомов;
- обсуждение трудностей, которые возникли как следствие переживания критической ситуации, поиск личностных и социальных ресурсов, формулирование «шагов роста».
Педагогам и родителям школьников, находящихся в состоянии кризиса, необходимо предложить:
- дать ребенку возможность говорить о том, что его беспокоит; предложить порисовать, проиграть на игрушках и т.д.;
- выразить собственные чувства без оценочных суждений по поводу произошедшего;
- создать максимально безопасное пространство, стабилизировать распорядок дня, снизить психоэмоциональные нагрузки;
- поддерживать отношения со значимыми для ребенка людьми, обеспечить ему социальную поддержку.
И.А. Забелина,
начальник социопсихологического отдела
ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Похвистнево.
предыдущие:
- «Комната релаксации учителя» (о снятии психологической напряженности педагога)
- Рекомендации для учителей для снижения стрессового состояния
- Результаты мониторинга «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов»
- Анкетный опрос в школе
- О проведении Мониторинга «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов»