Отношение подростков к различным негативным явлениям
Отношение подростков к различным негативным явлениям
В соответствии с выполнением гос. задания Министерства образования и науки Самарской области в образовательных учреждениях, подведомственных СВУ МоиН СО был проведен мониторинг выявления выявления негативных зависимостей учащихся 6- 11-ых классов.
Цель исследования: выявление отношения подростков к людям, имеющим вредные привычки.
Количество участников: 400 учащихся.
Результаты анкетирования Отношение подростков к людям, имеющим вредные привычки
Скорее осуждаю | Безразлично (это их личное дело) | Скорее одобряю | Затрудняюсь ответить | ||
1 | Курят | 50,2% | 46,1% | 0,0% | 3,5% |
2 | Играют на игровых автоматах | 37,8% | 49,7% | 2,3% | 10,0% |
3 | Употребляют алкоголь | 54,4% | 41,4% | 0,6% | 3,5% |
4 | Употребляют наркотики | 84,6% | 13,0% | 0,0% | 0,0% |
Изучение отношения подростков к людям, имеющим вредные привычки показало, что большинство школьников осуждают людей, имеющих вредные привычки. Так, наличие вредной привычки употребления наркотиков, вызывает осуждение у 84,6% подростков, употребление алкоголя- у 54,4% школьников, наличие вредной привычки курения - у 50,2% подростков. Тем не менее, почти половина подростков (46,1%-к курению, 49,7%- к игре на игровых автоматах, 41,4%-к употреблению алкоголя) относятся абсолютно безразлично к таким людям. Это может означать, что у них есть какая-то доля риска в приобретении вредных привычек. И здесь особенно важно направить профилактическую работу на формирование у учащихся навыков противостояния негативному влиянию среды.
Представление подростков своего будущего после окончания обучения
Вопросы | Уверен, что у меня все будет хорошо, сумею добиться поставленной цели | Не совсем уверен, что все будет благополучно, могут возникнуть неожиданные трудности и неприятности | Полагаю, что мне придется в жизни нелегко, возникнет много проблем и трудностей | Ничего хорошего не жду от жизни, представляю его себе достаточно безрадостным | Трудно сказать определенно |
Как Вы представляете свое будущее после окончания обучения? | 74,5% | 17,4% | 3,5% | 1,1% | 3,5% |
Большинство подростков (74,5%) уверены, что все у них будет хорошо, они сумеют добиться поставленной цели. Это свидетельствует о том, что учащиеся умеют правильно оценивать имеющиеся способности и возможности, имеют позитивное отношение к будущему. Ничего хорошего от жизни не ждут и представляют его себе безрадостным-1,1% школьников. Возможно, это связано с материальными проблемами, с низкой самооценкой подростков и рядом других причин. Не имеют никакого представления о своем будущем — 3,5% учащихся. Факт отсутствия представлений о своем будущем у подростков заслуживает пристального внимания со стороны взрослых.
Рейтинг информации, способствующий формированию у подростков негативного отношения к вредным привычкам
Воспитательные мероприятия | Личный пример уважаемого тобой человека | Спорт | Конкретные тематические телепередачи | Беседа с врачом | Телевидение | Реклама |
52,6% | 51,4% | 51,4% | 35,5% | 29,5% | 27,8% | 27,8% |
Более половины подростков отметили,что именно воспитательные мероприятия (52,6%), личный пример уважаемого человека (51,4%) и спорт (51,4%) способствуют формированию негативного отношения к вредным привычкам. Поэтому учителям целесообразно продолжать осуществлять работу, направленную на расширение знаний учащихся о негативных социальных явлениях и их последствиях.
Таким образом, были выявлены следующие факторы риска: почти половина подростков относятся абсолютно безразлично к людям, имеющим вредные привычки; доминирование употребления алкоголя мотива «по праздникам»; недостаточное количество содержательных профилактических мероприятий с учетом актуальных для подростков тем.
Общие выводы
1. Большинство школьников осуждают людей, имеющих вредные привычки.
2. Около половины подростков относятся абсолютно безразлично к таким людям. Это может означать, что у них есть какая-то доля риска в приобретении вредных привычек. И здесь особенно важно направить профилактическую работу в образовательных учреждениях на формирование у учащихся навыков противостояния негативному влиянию среды.
Подготовила: педагог-психолог ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» Любашенко И.А. по материалам проведенного тестирования