Общие выводы и рекомендации по результатам мониторинга по организации работы по профилактике негативных зависимостей
Обращение к проблеме целенаправленной работы по предупреждению и профилактике негативных зависимостей обучающихся обусловлено тем, что по статистике, каждый третий старший подросток уже пробовал наркотическое вещество. Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста правонарушений несовершеннолетних. С целью получения информации для оценки состояния работы с детьми и подростками по профилактике негативных зависимостей и планирования методической работы по данному направлению в образовательных учреждениях СВУ МОиН СО был проведен мониторинг «Организация работы по профилактике негативных зависимостей» в марте 2013 года. В мониторинге принимали участие все школы округа.
Отслеживаемые показатели:
- Процесс организации работы по профилактике негативных зависимостей обучающихся.
- Профилактическая работа с детьми и подростками.
- Содержание профилактической работы с родителями.
- Методическая работа по профилактике негативных зависимостей обучающихся.
- Результаты реализации модели организации по профилактике негативных зависимостей.
Выводы:
- Полученные результаты позволяют проанализировать состояние работы с детьми и подростками в школе. Во всех школах округа организована работа по профилактике негативных зависимостей обучающихся. Однако, не отработана система проведения профилактических мероприятий в 23-х % ОУ; имеется слабая нормативно-правовая документация по данному направлению - в 17% школ. В основном работа по данному направлению осуществляется классными руководителями.
- В большинстве образовательных учреждениях округа (96%) имеются и разрабатываются образовательные программы (подпрограммы) по формированию ценностей здорового образа жизни обучающихся. Программы ориентированы на:
- начальную школу – в 72% ОУ;
- основную школу – в 94% ОУ,
- старшие классы – в 64% ОУ.
- В целом, педагогические коллективы решают вопросы профилактики негативных зависимостей за пределами основного учебного плана, используя различные формы внеурочной деятельности работы с обучающимися - тренинги активной психологической защиты для подростков (в 56% школах округа), конкурсные антинаркотические мероприятия (в 88% школах), Дни и недели здоровья (во всех школах), дискотеки типа «ЗОЖигайка» (в 42% школах), выпуск буклетов, листовок и информационных материалов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (в 79% школах). Наибольший охват обучающихся начального и основного звеньев в программах в ОУ (соответственно 72% и 94%). В школах округа не имеется программ/подпрограмм профилактики интернет-зависимости обучающихся. Лишь в 2-х ОУ (6%) ведется работа по программе профилактики девиантного поведения.
- Во всех школах округа ведется психопрофилактическая работа с родителями по разным направлениям, используя различные формы и методы:
- по формированию нетерпимого отношения к табакокурению, алкоголизму, наркотикам (беседы, тренинги, лекции, дискуссии) – в 38 ОУ (97%).
- по предупреждению внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними (посещение семьи, рейды, анкетирование и т.д) – в 37 ОУ (95%).
- по оказанию помощи семье в конфликтных ситуациях (консультации, организация правовой и социально-психологической помощи) – в 36 ОУ (95%).
В большинстве школах округа имеется сбор информации о подростках и семьях, злоупотребляющих спиртные напитки - в 36 ОУ (95%).
- Наибольшим препятствием для эффективного ведения методической антинаркотической деятельности в образовательных учреждениях является недостаточная подготовленность специалистов. Организуются внутришкольные обучающие семинары для педагогов по данному направлению в 25 ОУ округа (64%). Наиболее активно школы взаимодействуют с Центром «Семья» (18% ОУ), Инспекцией по делам несовершеннолетних (16% ОУ), отделом культуры, спорта (14% ОУ). Отмечается несистематическое проведение мониторингов распространенности употребления ПАВ в школах. Как правило, используется выборка обучающихся с 7-9 кл. Мониторинги проводятся в 32-х школах (82%).
- В образовательных учреждениях округа отслеживаются результаты работы по профилакатике негативных зависимостей. Отслеживание удовлетворенности детей и родителей состоянием работы в данном направлении ведется в 17 школах округа (составляет 44%). 72% школьников охвачены программами, подпрограммами по ЗОЖ и др. по данному направлению; 86% уч. охвачены мероприятиями по профилактике негативных зависимостей; 4% детей участвовали в областных программах, направленных на предупреждение и профилактику негативных зависимостей; 3% обучающихся участвовали в волонтерском движении; имеются административные правонарушения обучающихся 13-ти школ за последние 3 года.
Рекомендации:
I. Специалистам Ресурсного центра:
- Обеспечить информационное, методическое, психологическое сопровождение работы по профилактике негативных зависимостей в ОУ средствами Кабинета по профилактике негативных зависимостей (РЦ).
- Осуществлять переподготовку и повышение квалификации педагогических работников (зам. директоров по ВР, классных руководителей, учителей-предметников, психологов) по данному направлению.
- Проводить обучающие и практико-ориентированные семинары для педагогов с участием служб профилактики наркомании.
II. Администрации образовательных учреждений.
- Создать систему управления работой по профилактике негативных зависимостей (формирование пакета нормативно-правовых, локальных документов, оформление договорных отношений с учреждениями дополнительного образования, со службами профилактики наркомании).
- Создать модель организации по профилактике негативных зависимостей в условиях реализации ФГОС.
- Разработать и реализовать программы, подпрограммы, спецкурсы, факультативы, элективные курсы, ориентированных на формирование ценностей ЗОЖ; профилактику психоактивных веществ; профилактику интернет-зависимости, профилактику девиантного поведения. Способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; обучать подростков методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения психоактивных веществ; формировать навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному давлению сверстников.
- Проводить мониторинги выявления негативных зависимостей, вести статистику реализации модели организации работы в данном направлении.
- Приобщать детей школы к участию в областных программах, акциях, направленных на предупреждение и профилактику негативных зависимостей. Расширить организацию волонтерского движения, подготовить подростков-волонтеров антинаркотического движения.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ»
предыдущие:
- Общие выводы и рекомендации по результатам социопсихологического мониторинга выявления негативных зависимостей у обучающихся 8-10 классов школ округа
- Интернет-ресурсы для психологов-практиков
- Детское горе. Принципы психолого-педагогической поддержки
- Если Ваш ребенок курит!
- Эффективное использование притчи в работе с родителями.