Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в школе

В настоящее время в школах возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основную помощь в организации коррекционно-развивающего сопровождения может оказать школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В рамках (ПМПк) решаются следующие задачи:

  1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.
  2. Формирование на базе школы (ДОУ) групп компенсирующей направленности по подготовке детей с ОВЗ к школьному обучению как по общеобразовательным, так и по коррекционно-развивающим программам.
  3. Диагностическая и коррекционная работа с обучающимися в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы.
  4. Создание моделей общей и индивидуальной коррекции недостатков развития конкретного ребенка: выявление резервных возможностей и определение путей интеграции в соответствующие классы; разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания; выбор адекватной для ребенка адаптированной учебной программы; профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
  5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом с учетом личностных, предметных и метапредметных результатов; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.
  6. Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума (сбор предварительных диагностических данных, информационный обмен, разработка стратегии сопровождения данного ученика).

Цель ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Состав ПМПк: председатель консилиума (специалист, возглавляющий данное направление, либо заместитель руководителя Учреждения по учебно-воспитательной работе); учитель с большим опытом работы; педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог; медицинский работник. Общее руководство возлагается на руководителя Учреждения. При необходимости к работе в ПМПк могут привлекаться специалисты других учреждений на договорной основе.

Документация ПМПк ОУ:

  • Положение о ПМПк ОУ, Приказ об организации ПМПк;
  • Журнал записи детей на Консилиум;
  • Журнал заседаний Консилиума;
  • Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов;
  • Карта развития учащегося (педагогическая характеристика, выписка из истории развития, заключения логопеда и психолога, коллегиальное заключение ПМПк, комплексная индивидуальная программа развития, дневник динамического наблюдения.
  • График плановых заседаний Консилиума;
  • Списки: классов; детей, обучающихся интегрировано и индивидуально;
  • Список специалистов Консилиума и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы, включая расписание индивидуальных и групповых занятий;
  • Журнал регистрации архива (хранится от 3 до 10 лет, выдается только членам консилиума);
  • Архив Консилиума, включающий в себя документацию Консилиума, Карты развития детей, закончивших образовательное учреждение или переведенных в другие учреждения;
  • Договор с родителями (законными представителями) о психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении ребенка.

Коллегиальное заключение:

  1. Особенности развития психических функций:
    • внимание
    • память
    • мышление
    • воображение
    • речь
    • Особенности перцептивной сферы
  2. Моторное функционирование:
    • зрительно-двигательная координация
    • мелкая моторика руки
    • Координация движений
    • Особенности эмоционально-волевой сферы
    • Личностные особенности учащегося
    • Контакты с внешним миром
Слабые стороны учащегосяСильные стороны учащегося
   
   

Коррекционный и /или реабилитационный блок, осуществляемый параллельно узкими специалистами ОУ и специалистами других учреждений (кем, какая периодичность).

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации (в соответствии с письмом Министерства Образования РФ от 27.03.00г. № 27/901-6 о ПМПк образовательного учреждения).

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела

поделиться:
просмотров: 3720 | дата: 2013-12-27 15:09:28