Методические рекомендации по анализу комплексной психологической безопасности в образовательном учреждении

    Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. По данным обзора "Смертность подростков в РФ", подготовленном при поддержке UNICEF, смертность российских подростков в четыре раза выше, чем в большинстве европейских стран. По мнению специалистов, настоящее число суицидов действительно является высоким, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти, или она скрывается под названием "смерть от несчастного случая", не учитывая травм и отравлений, транспортных случаев, повреждений без уточнения, утоплений либо других причин.

    Большую часть времени дети и подростки проводят в учебных заведениях, поэтому образовательная среда должна быть психологически безопасным воспитательным пространством. Под психологической безопасностью следует понимать состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению их потребностей в личностно-довери­тельном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.  

    Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

    Администрации школ необходимо уделять пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей и специалистов с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

Памятка для классных руководителей


   Оптимизация межличностных отношений в школе. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

    Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут: 


·    вселять детям уверенность в своих силах и возможностях;

·    внушать им оптимизм и надежду;

·    проявлять сочувствие и понимание;

·    необходимо разговаривать с подростком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы;

·    дать понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

·    осуществлять контроль  поведения ребенка, анализировать его отношения со сверстниками;

·    не оставлять ребенка одного в ситуации высокого суицидального риска;

·    показать ребенку, что он вам небезразличен. Дать ему почувствовать, что он любимый и желанный. Уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедить его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помочь ему увидеть этот выход.

·    обратиться за помощью к специалистам, назвать детский телефон доверия.

    Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится  ребенок, не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

    Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

    Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

    В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.

    В связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и учителя? Следует понимать, что подключаясь к сети Интернет, ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать.

Рекомендации

по безопасности использования сети Интернет детьми


1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.

2. Объясните учащимся, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

5. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

6. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

7. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

8. Контролируйте подростков в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ученик и что он там делает.

Как научить детей отличать правду ото лжи в интернет-пространстве?

    Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно, как можно раньше научить их отделять правду ото лжи.  

    Никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.

Как это объяснить?

• Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.

• Убедитесь, что ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернете информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ученика советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.

• Поощряйте учащихся использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, "Энциклопедию Кирилла и Мефодия" или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации.

• Научите ребенка пользоваться поиском в Интернете. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска.

• Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

Памятка для педагога-психолога

Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций:

 - помочь разобраться в чувствах и отношениях с окружающими;

 - обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса;

 - оказать социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.;

 - при необходимости включить в группу социально-психо­логического тренинга; 

 - провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности.

Виды психологической коррекции:

 - обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;

 - оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.;

 - оциально-психологический тренинг проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания;

 - индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии;

 - овладение навыками практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска социальной поддержки;

 - психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена "значимых других", выработка мотивации на достижение успеха (может быть основана на тренинге поведенческих навыков);

 - лица, находящиеся в пресуицидальном периоде, нуждаются в индивидуальном сопровождении.

    Психолог должен проводить работу с учителями и родителями, разъяснять, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела

(по материалам книги  «Профилактика детских и подростковых суицидов»:

  Методические рекомендации. – АСОУ, 2011)

поделиться:
просмотров: 2674 | дата: 2014-02-24 14:22:18