Подростковый суицид
Подростковый суицид всегда вызывал массу вопросов у педагогов и психологов. Казалось бы, что может быть прекраснее юности, когда строится великое множество планов на будущее, жизнь не обременена тягостями работы, быта и ответственности за семью? Это время надежд, встреч, знакомств, возрастающей свободы. Но с другой стороны, это ещё и взросление, которое не проходит гладко ни у кого, а в исключительных случаях, приводит к психологическим травмам и даже к попыткам самоубийства.
Переходный период — сложный этап в становлении личности. Для одних он проходит само собой, в соответствии с общими нормами, для других все намного сложнее. Основными факторами, влияющими на психику подростка, являются те, которые окружают его постоянно. Основные причины, толкающие ребенка на отказ от жизни, тесно связаны с его ближайшим окружением ― семьей, родителями, друзьями, увлечениями, принадлежностью к той или иной субкультуре. Так же очень многое зависит от самого подростка, его личности, его приспособляемости к трудным жизненным ситуациям и умением с ними бороться.
Психологи различают четыре типа людей, у которых могут появиться суицидальные наклонности:
- эгоист ― человек, сосредоточенный на себе, выпавший из социума;
- альтруист ―тот, кто наоборот слишком серьезно реагирует на происходящее в его окружении, слишком предан обществу и поэтому способен на «смерть за компанию»;
- фаталист ― вера в предопределенность, отсутствие внутренней и внешней свобод, необходимых человеку для самовыражения;
- аномичный самоубийца ― человек с неприятием общепринятых норм поведения и человеческих ценностей.
Есть ещё и так называемые имитаторы, и именно эта группа широко распространена среди подростков. Имитаторы используют показной суицид как шантаж, для того, чтобы добиться своей цели. Но чаще, к угрозам совершить попытки суицида прибегают те, кто хочет избежать какого-либо действия или события в жизни. К сожалению, имитация суицида большинством воспринимается как исключительно шантаж или далеко зашедшая игра. Часто взрослые, окружающие подростка, игнорируют демонстративный суицид, считая, что это все от безделья и несерьезного подхода к жизни. Родители и учителя не всегда понимают, что причины, толкающие подростков на такой шаг, совсем не детские глупости, над которыми можно только посмеяться. А между тем, у детей могут возникнуть очень серьезные переживания, с которыми он может оказаться не в состоянии справится в одиночку.
Для подростков характерны следующие признаки, нередко приводящие к суициду:
- Выраженная впечатлительность и внушаемость;
- Способность ярко чувствовать и сопереживать;
- Склонность к колебаниям настроения;
- Слабость критических способностей;
- Эгоцентрическая устремленность;
- Импульсивность в принятии решений;
- Склонность к переоценке тяжести конфликта;
- Повышенная склонность к самоанализу;
- Пессимистическая оценка окружающих и себя;
- Перемена места жительства и, соответственно, школы.
Основными мотивами суицидального поведения детей и подростков являются:
- Переживание обиды, одиночества, отчужденность и непонимание;
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителя из семьи;
- Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- Боязнь позора, насмешек, унижения;
- Страх наказания, нежелание извиняться;
- Любовные неудачи, беременность;
- Чувство мести, злобы, протеста, вымогательство;
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудных жизненных ситуаций;
- Подражание кумирам, героям сериалов, фильмов, книг.
Признаки намерения совершения суицида
Если говорить о ранней диагностике суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие.
Словесные признаки:
- Открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
- Косвенные намеки на совершение самоубийства (к примеру, "Больше я не буду никому мешать", "Скоро от меня отдохнете" и т.п.);
- Увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершат его);
- Высказывание своих мыслей по поводу самоубийство в подчеркнуто легкой и шутливой форме (к примеру, "…смерть - все лишь одна из сторон жизни", "чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон");
- Нездоровый интерес к вопросам смерти (к примеру, увлечении книгами о самоубийцах, ритуалах погребения, "загробной" жизни и т.п.).
Поведенческие признаки:
- Безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; налаживание отношений с непримиримыми врагами;
- Отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;
- Пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;
- Отстранение от друзей и семьи;
- Частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
- Безразличие к окружающему миру.
Варианты решения проблемы
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, узнайте его конкретный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если ребенок имеет ясное представление о том, каким способом он хотел бы покончить с собой.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами.
- Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думают ли он о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
- Постарайтесь акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с нечто очень важным для него, увлечением спортом, общением с друзьями, воплощением мечты, гордостью за него родителей – всем тем, что очень высоко ценится ребенком. Спросите у подростка, что ощутили бы близкие люди, узнав о его смерти – такая попытка проговорить чувства окружающих значимых людей, может принести ощутимый эффект.
- Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь с проблемами.
Оснований для совершения подростком самоубийства много, и во всех случаях ребенку необходима профессиональная психологическая консультация и помощь.
Источник: И.А. Паршутин, канд. психол. наук, Московского университета МВД России