Роль педагога в работе с суицидальными детьми

Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла

Дети, имеющие суицидальные проявления,  должны состоять на особом учете у педагогов. Очень важно, соблюдать педагогическую этику, проблемы ребенка не выносить на всеобщее обсуждение в классе, школе.

Наладить взаимодействие с общественными, религиозными и другими организациями, учреждениями дополнительного образования, заинтересованными в вовлечении подрастающего поколения в активную, наполненную событиями жизнь.

Организация педагогической помощи:

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  • Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;
  • Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности
  • Анализ результата деятельности учеников, их достижений.
  • Поощрение положительных изменений.
  • Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;
  • Оказание педагогической помощи родителям.

Организация занятости и творческого досуга

  • Изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки;
  • Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных  школьных лагерей и групп продленного дня.

Рекомендации для тех, кто рядом с подростком, склонным к суициду:

v  Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

v  Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

v  Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

v  Дайте знать, что хотите ему помочь;

v  Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

v  Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

v  Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

v  Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

v  Не предлагайте упрощенных решений;

v  Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

v  Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти другое  решение и управлять кризисной ситуацией;

v  Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

v  Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

 Источник: Аверин В.А. Психология детей и подростков. – С.-П., 1994. Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. – 1994.  

поделиться:
просмотров: 4788 | дата: 2014-09-10 13:55:03